Что такое Ихрам и как в него входить?

Опубликовано admin -

Фарды Хаджа (то, без чего Хадж не будет действительным)

  1. Вхождение в состояние ихрама

  2. Стояние на горе Арафат
  3. Совершение тавафа

Первый фард Хаджа: Ихрам

Ихрам заключается в произнесении намерения и тальбии: произнося их с намерением совершить хадж, умру, или оба вида паломничества (в случае хаджа аль-кыран), паломник входит в состояние ихрама. Также ихрамом называют два куска ткани (риду и изар), которые набрасывают на себя паломники-мужчины (для женщин ихрамом является их обычная одежда).

Смысл вхождения в состояние ихрама: паломник снимает одежду, украшающую его в этом мире, и обращается к мыслям о рождении, о воскрешении мертвых, о месте их собрания, о Судном дне и расчете, очищая свою веру.

Совершение хаджа и умры невозможно без вхождения в состояние ихрама.

Условия действительности ихрама

  1. Намерение.

  2. Произнесение тальбии или зикра вместо тальбии.

Посланник Аллаха (алейхис-саляту вас-салям) сказал: «Едва только произносящий тальбию произносит ее слова, как тут же произносит тальбию то, что (находится) справа и слева от него – деревья, камни и глина – пока не закончится земля здесь и там, справа и слева от него»[1].

Ваджибы ихрама

  1. Вхождение в состояние ихрама до пересечения границы миката.
  2. Соблюдение запретов ихрама

Сунны ихрама

1- Перед вхождением в состояние ихрама удалить волосы под мышками и в паху, подстричь ногти и умаститься благовониями.

2- Перед вхождением в состояние ихрама совершить гусль или малое омовение.

3- Мужчины облачаются в изар и риду.

4- Совершить два раката намаза после намерения войти в состояние ихрама (за исключением времени «карахат», когда совершение намаза нежелательно).

5- В состоянии ихрама при каждой возможности произносить тальбию.

6- Произнести тальбию трижды.

7- После тальбии произнести такбир-ташрик, салават аш-шариф, прочитать дуа.

Мустахабы ихрама

  1. Совершить гусль с намерением войти в ихрам.

  2. Ихрам должен быть белым, новым или свежевыстиранным.
  3. Надеть сабо или похожую обувь.
  4. Использовать мисвак.
  5. Расчесать волосы.
  6. Подстричь усы по сунне.

Мубахи ихрама

1. Сдавать кровь

2. Чесать какое-либо месте на голове или теле, не выдирая волос

3. Мыться, использовать мыло без запаха.

4. Использовать зонтик для защиты от солнца, не прикасаясь им к голове, а также укрываться под деревьями, домами, навесами.

5. Носить пояс, опоясываться оружием, носить кольца и часы, использовать сурьму без запаха.

6. Носить обувь с открытой пяткой и носком.Вырывать зубы, ставить уколы. 


7. Набрасывать такую одежду, как пальто или пиджак, на плечи, не вдевая руки в рукава.

8. Накрывать одеялом или покрывалом тело, за исключением лица и головы.

Запреты ихрама

Совершающий хадж паломник входит в состояние ихрама после произнесения намерения и тальбии. До выхода из состояния ихрама ему запрещается совершать некоторые действия. Эти действия называются запретами ихрама.

А- Запреты, связанные с телом паломника, находящегося в состоянии ихрама:

  1. Использовать духи.

  2. Использовать ароматизированное мыло.

  3. Бриться, подстригать усы.
  4. Наносить хну для украшения, использовать помаду или лак для ногтей.
  5. Подстригать ногти.
  6. Вырывать или подстригать волосы на любом участке тела.
  7. Вырывать или сбривать волосы под мышками и в паху.

Б - Запреты, относящиеся к одежде мужчин:

  1. Надевать на голову такку или повязывать чалму,
  2. Носить шитую одежду (брюки, пальто, рубашки и т.п.)
  3. Носить носки, перчатки и закрытую обувь.

В- Запреты, связанные с половыми отношениями:


  1. Половая близость,

  2. Поцелуи и ласки,

  3. Слова, действия и поступки, которые могут привести к половой близости.

Г- Запреты, связанные с причинением вреда другим людям:

  1. Ссоры,

  2. Споры и пререкания,
  3. Брань, оскорбления, причинение обиды.

Д- Запреты, связанные с территорией Харама:

  1. Срывать, топтать зеленую траву, ломать деревья,
  2. Убивать безвредных животных (Мухит-и Бурхани, 2/458).

Е- Запреты, связанные с наземными животными:

  1. Охотиться на любых наземных животных, независимо от того, съедобно их мясо или нет,
  2. Оказывать любую помощь охотнику, пусть даже знаками,
  3. Причинять вред животным

Где входить в состояние ихрама?

Для вхождения в состояние ихрама есть определенные места, которые называются микатами. Паломник-афаки, намеревающийся достичь Каабы, должен быть в состоянии ихрама, и должен войти в него в микате. Места миката делятся на 3 группы:

1- Афак: для тех, кто прибывает из-за пределов миката.

2- Хилль: для тех, кто проживает между микатом и Харамом.

3- Харам: для тех, кто проживает в Мекке и ее окрестностях.

Границы харама

Харам — название территории, в центре которой находится Кааба, и границы которой проходят на расстоянии от 7 до 15 км от Каабы. Эти места отмечены специальными обозначениями.

Со времен Адама к Каабе проявлялось почтение.

Ибрахим (а.с.), завершив строительство Каабы, с помощью Джабраила (а.с.) обозначил границу Харама и поставил камни в качестве указателей. Пророк (с.а.в.) обновил эти указатели.

По удаленности от Каабы эти границы располагаются следующим образом:

На востоке: Джи’рана, 16 км.

На западе: Худайбия, 15 км

На севере: Та’ним, 7 км

На юге: Адату Либн, 12 км

На северо-востоке: холмы, 14 км

Kizildeniz – Красное море, Yenbu – Янбу-эль-Бахр, Zulhuleyfe - Зульхулайфа, Rabig - Рабиг, Cidde - Джидда, Cuhfe - Джухфа, Cirane - Джирана, Tenim - Таним, Nahle - Нахля, Zat-u Irk Зату’ль-Ирк, Karnulmenazil - Карну’ль-Маназиль, Mina - Мина, Arafat - Арафат, Muzdelife - Муздалифа, Edatu libn – Адату’ль-Либн, Yelemlem - Ялямлям, Hill bolgesi – границы Хилля, Harem bolgesi – границы Харама.

Микаты

Микатами называются места, куда паломники могут войти только в состоянии ихрама. Местность между микатами и границей Харама называется Хилль.

Микаты:

1. Зу'ль-Хулайфа: Микат для тех, кто прибывает в Мекку со стороны Медины. При совершении прощального хаджа Пророк (с.а.в.) вошел в состояние ихрама в этом месте. Сегодня оно называется Абьяр Али. Это самый отдаленный от Мекки микат. Он находится на расстонии 6 км от Медины и 426 км от Мекки.

2. Зату’ль-Ирк: Микат для паломников, прибывающих со стороны Ирака. Находится в 94 км от Мекки

3. Джухфа: Микат для паломников, прибывающих со стороны Шама (Сирии). Находится в 187 км от Мекки. Это микат для паломников из Турции. Те, кто летит самолетом из Турции, намереваясь совершить хадж или умру перед посещением Медины, должны войти в состоянии ихрама не позднее пересечения границы этого миката.

4. Карн или Карну’ль-Маназиль: микат для паломников, прибывающих со стороны Наджда. Находится в 94 км от Мекки.

5. Ялямлям: Микат для паломников, прибывающих со стороны Йемена. Находится в 54 км от Мекки и является самым близким к ней микатом.

Паломники, прибывающие со стороны Красного моря и Суэца входят в состоянии ихрама на уровне Рабига, расположенного неподалеку от Джухфы. В зависимости от направления движения Джидда тоже считается микатом. Рабиг располагается приблизительно в 200 км от Мекки.

Паломники, которые прибывают в Мекку другими путями, а не через эти пять микатов, могут войти в состояние ихрама на уровне любого из пяти микатов. Это правило относится также к тем, кто путешествует по воздушным и водным транспортом.

Для мекканцев микатом для совершения хаджа является Харам, а для совершения умры — Хилль. То есть жители Мекки для совершения умры выходят за границы Харама и входят в состояние ихрама в каком-либо месте на территории Хилля (например, в мечети Аиши в Таниме).

Паломники могут войти в состояние ихрама и до пересечения границы миката. Если же они не входят в состояние ихрама заранее, они должны это сделать в одном из микатов или на уровне одного из микатов.

Если же паломник пересекает границы миката не в состоянии ихрама, в качестве искупления он должен принести в жертву животное, или же вернуться назад и войти в этом микате в состояние ихрама.

Как войти в состояние ихрама?

Перед тем как войти в состояние ихрама, паломник должен подстричь ногти, удалить волосы под мышками и в паху, при необходимости подстричь волосы на голове и подровнять усы и бороду. Если это возможно, он совершает гусль. Если возможности совершить гусль нет, он совершает обычное омовение. Совершение гусля при вхождении в состояние ихрама является сунной муаккада. Этот гусль представляет собой не только очищение от оскверняющего, но и духовное очищение. Поэтому гусль могут совершать и женщины с менструальным и послеродовым кровотечением.

После гусля паломник наносит бесцветные благовония, не оставляющие на теле следов, и облачается в изар и риду.

Голову он оставляет непокрытой, на ноги надевает обувь с открытыми пятками и верхом.

После облачения в изар и риду он совершает 2 раката намаза: в первом ракате после суры «Аль-Фатиха» читает суру «Аль-Кафирун», а во втором — суру «Аль-Ихляс». После намаза он поворачивается к кибле и выражает намерение совершить хадж или умру (если он совершает хадж вместо кого-то, то произносит имя отправившего его). Затем без остановки трижды произносит: «Ляббайк Аллахумма ляббайк, ляббайка ла шарика ляка ляббайк. Инналь хамда ва'н-нимата ляка ва’ль- мульк. Ля шарика Ляк», затем читает такбир и салават.

Таким образом он входит в состояние ихрама.

После этого на всем продолжении пути он произносит тальбию, салават Пророку (с.а.в.), дуа, зикр, тасбих и тахлиль. После обязательных намазов он многократно повторяет тальбию. Для мужчин желательно произносить тальбию громко, вслух. Женщины произносят ее не повышая голоса.

Ихрам женщин

За исключением нижеупомянутых моментов, все правила ихрама для мужчин относятся и женщинам.

1. Женщины могут надевать шитую одежду, перчатки и носки. Они могут покрывать голову, однако лицо должно оставаться открытым.

2. Тальбию произносят не повышая голоса.

3. Во время тавафа они не совершают «рамаль», а во время са’я не совершают «харвалу».

4. Они не сбривают волос на голове, а только укорачивают пряди.

5. Если вокруг многолюдно, они приветствуют Черный Камень не целуя его, и не совершают намаз в макаме Ибрахима (а.с.). Они избегают скоплений мужчин.

6. Если они не совершают прощальный таваф или откладывают таваф посещения из-за менструации или послеродового кровотечения, им не нужно приносить в жертву животное. (Любаб Шархи cтр. 78)

Как выйти из состояния ихрама?

При выходе из состояния ихрама мужчины сбривают волосы или укорачивают по крайней мере четверть их на 1,5-2 см. Сбривание волос лучше, чем укорачивание.

Женщины не сбривают волосы, лишь укорачивают их концы на 1-2 см. Так они выходят из состояния ихрама.

 

[1] Тирмизи, Хадж, 14/828