История хаджа. Истоки традиции

Опубликовано admin -

Чтобы узнать историю хаджа, сначала обратимся к истокам – к самому слову и его значению. Арабское слово «хадж» дословно переводится как «стремление к чему-либо величественному», «сильное желание, намерение», «возвращение» и «возобновление». И действительно, все эти переводы – круговорот обрядов в большом паломничестве:

  • Мусульманин стремится исполнить волю Аллаха, отправиться в поездку и совершить ритуал вокруг Каабы.
  • Затем он намерен совершить его ещё раз через определённый промежуток времени.
  • Далее паломник отправляется в долину Мина с искренним желанием исполнить два важнейших исторических обряда: побивание и бросание камешков в столбы, которые называют джамарат. И обязательное жертвоприношение.
  • По окончании всех ритуалов он возвращается во внутренний двор Заповедной Мечети для совершения прощального обхода вокруг Каабы.
  • После выполнения пятого столпа Ислама человек будто «обновляется»: очищается ото всех грехов, находит гармонию с миром и духовную связь со Всевышним. То есть начинает новую жизнь.

Как мы видим, этимологическое значение полностью совпадает с историей хаджа и уже рассказывает о нём.

По шариату большое паломничество – искреннее духовное и физическое устремление в конкретное место и определённый отрезок времени, чтобы исполнить специальные обрядовые действия. Где место – это Священные земли Каабы и гора Арафат недалеко от Мекки. А промежуток времени по лунному календарю – это месяц Шавваль, Зуль-ка‘да, а также начало месяца Зуль-хиджа (только первые 10 дней).

Три события, к которым приурочен хадж

История хаджа берёт своё начало с трёх знаменательных эпизодов, которые упоминаются в Коране.

  1. По исламским преданиям Адам и Хавва были низвергнуты из Рая, изгнаны с Небес на Землю за непослушание и отступление от указа Бога. Осознав греховный поступок, они каялись и молили о прощении целых двести лет. Всевышний принял их мольбы, простил им необдуманный поступок и взял с них обязательство совершить большое паломничество. Тогда Адам начал сооружать Каабу на священных землях нынешней Мекки. После чего постоянно совершал хадж к ней.
  2. Истоки традиции жертвоприношения в день Курбан-байрам уходят к эпизоду с Пророком Ибрахимом. У него не было детей, поэтому он взмолился Аллаху с просьбой дать ему потомство. И, если у него появится ребёнок, обещал принести его в жертву ради Всевышнего. Бог услышал его молитву и одарил Пророка сыном Исмаилом. Шли года, сын вырос, но настал тот час, когда Аллах решил напомнить о данном обещании и проверить силу духа Ибрахима. Тот покорно взял верёвку с ножом и отправился с Исмаилом в долину Мина. Ничто не сбивало его твёрдое намерение, никакие козни шайтана не могли помешать Ибрахиму совершить жертвоприношение. Однако нож не резал тело и не приносил никакого вреда. Видя уверенность и желание исполнить волю Господа, Джибриль послал на Землю огромного барана. Его-то и принести в жертву, а все вокруг: и ангелы, и животные, радостно стали возвеличивать Аллаха словами «Аллаху акбар!».
  3. Одним из главных примеров смирения, покорности и поклонения Всевышнему является жизнь Пророка Мухаммада. Он был обычным семьянином, который помогал в домашнем хозяйстве и самостоятельно заботился о своих личных вещах. Он никогда не ставил себя выше других, всегда благосклонно относился к окружающим и своим помощникам. Всегда навещал больных, сострадал и помогал, чем мог. Посланника Божьего считали мудрым, справедливым, внимательным и добрым правителем. Поведение Мухаммада и вся его жизнь – это поистине достойный пример смирения, покорности и доброты, несмотря на высокую позицию среди других верующих.