Кааба и мечеть Аль-Харам от А до Я

Опубликовано admin -

Кааба и ее части

Кааба, расположенная в середине Запретной Мечети, является целью хаджа и нашей киблой.

Кааба, центр земли, расположена на уровне Байт аль-Мамур (Кааба, вокруг которой совершают таваф ангелы). Если провести линию от Байт аль-Мамур, то она попадет точно в центр Каабы (Асрар-и Манасики’ль-хадж).

Чтобы выразить почтение к этому священному месту, его назвали Байтуллах («Дом Аллаха»).

В Коране Кааба упоминается под следующими названиями: 1- Аль-Кааба, 2- Аль-байт, 3- Кибла, 4- Аль-байту’ль-харам, 5- Аль-байту’ль-атик.

Дом Аллаха был назван Каабой из-за четырехугольной формы, возвышения над землей, или же из-за того, что он представляет собой одно строение.

Каждый из четырех углов Каабы носит отдельное имя: восточный угол называется «Рукн аль-Хаджар аль-Асвад», северный угол — «Рукн Ираки», западный угол — «рукн Шами», а южный угол – «Рукн Йемани».

Ruknu Yemani – Рукн Йемани

Ruknu Iraki – Рукн Ираки

Ruknu Sami – Рукн Шами

Kabe kapisi- дверь Каабы

Multezem - Мультазам

Hacerul esved – Хаджару’ль-Асвад (Черный Камень)

Tavafa baslama yeri – место начала тавафа

Altinoluk – золотой желоб

Hicri Ismail – Хиджр Исмаил

Hatim - Хатем

Makam-I Ibrahim – Макам Ибрахима

Zemzem kuyusunun yerini gosteren isaret – Указатель, обозначающий местнахождение колодца Зам-зам

Высота Каабы составляет 13 метров, длина стены со стороны Мультазама — 12,84 метра, со стороны Хатима — 11,28 метра, между Хатимом и Рукн Йемани — 12,11 метра, между Рукн Йемани и Черным Камнем — 11,52 метра. Общая площадь — 145 кв.м.

К настоящему моменту Кааба перестраивалась 11 раз:

1- Ангелами,


2- Адамом Алейхиссалям,


3- Шитом Алейхиссалями,


4- Ибрахимом и Исмаилом Алейхимассалям. Ибрахим (а.с.) и Исмаил (а.с.) выложили стены Каабы из камней, скрепленных известковым раствором. Они установили две двери на уровне земли: одна была там, где сейчас находится настоящая дверь, а вторая была расположена напротив первой. Верх сооружения оставили открытым, а в центре сделали подвал.

5- Амаликитами,

6- Джурхумитами,


7- Кусайем бин Килабом, (предком Пророка (с.а.в.))

8- Курайшитами (до пророческой миссии, в юности Пророка (с.а.в.)). В 605 году у курайшитов не хватило материалов, и поэтому они уменьшили размеры Каабы. Они не смогли восстановить стены и потолок Хатема. Однако они огородили это место стеной, чтобы в будущем оно было включено в Каабу. Пророк (с.а.в.) лично принимал участие в строительстве Каабы вместе со своим дядей Аббасом. Он собственноручно установил Чёрный Камень на его место.

9- Абдуллахом ибн Зубайром. В 684 году Абдуллах ибн Зубайр заново возвел разрушенную Каабу на основании, заложенном Ибрахимом (а.с.). Он заново поставил вторую дверь, убранную курайшитами, и включил в Каабу Хатем, расположенный снаружи. Такова была и воля Пророка (с.а.в.), который не смог осуществить это желание, опасаясь ссоры с курайшитами. Кроме того, Абдуллах ибн Зубайр установил три колонны под крышей Каабы. Он сделал двустворчатые двери, а также установил деревянную лестницу, по которой можно было подняться от угла Рукн Ираки на крышу. На Каабу накинули новое шелковое покрывало, а землю вокруг нее вымостили камнем.

10- Хаджжаджем ибн Йусуфом ас-Сакафи. В 692 году Хаджжадж по приказу халифа Марвана снес стену, добавленную Абдуллахом ибн Зубайром, и уменьшил размеры сооружения до тех, которые были при курайшитах. Так Хатем снова был отделен от сооружения. Он также замуровал вторую дверь, сделанную Абдуллахом ибн Зубайром, и немного поднял первую дверь. К другим частям Каабы он не притрагивался.

11- Султаном Мурад-ханом. В 1631 году османский султан Мурад-хан IV восстановил Каабу, разрушенную в результате наводнений, в том виде, в котором она существует до сих пор. Все стены, за исключением угла, где находится Черный Камень, были снесены до основания и возведены заново. Для отвода дождевой воды был сделан серебряный желоб, покрытый золотом.

При династи Саудитов были проведены некоторые ремонтные работы. В частности:

В 1958 году была заменена крыша и мраморное покрытие внутренних стен.

В 1982 году было заменено мраморное покрытие пола.

В 1996 года из внешних стен были извлечены некоторые камни, которые пронумеровали, отреставрировали, и поставили на место. Были проведены работы по реставрации колонн и пола[1].

Достоинства посещения Каабы и достоинства тавафа

Без сомнения, у Каабы есть губы и язык. Она пожаловалась Господу: «Господи! Меня теперь посещает меньшее число людей». Всевышний Аллах сказал: «Я направлю к тебе Моих рабов, которые боятся Меня и падают предо мной ниц. Как голубь вьется над своим гнездом, так и они будут стремиться к тебе»[2].

Абу Зар передал: «Посланник Аллаха сказал: «Давуд (а.с.) спросил: «Господи! Когда твои рабы посещают твой дом, что у тебя есть для них?» Господь ответил: « У каждого посетителя есть права в месте, которое он посещает. Пусть и у них будет право просить у Меня, о Давуд! В этом мире Я дам им благополучие, а когда они встретятся со Мной, я прощу их».[3]

Пророк (с.а.в.) сказал: «О Али! Знаешь ли ты, почему Аллах воздвиг этот дом? Он сделал его для прощения моей уммы».

«Кто обойдет Каабу пятьдесят раз, станет свободным от своих грехов, каким он был в тот день, когда его родила мать».[4]

«Обход вокруг Каабы подобен намазу. Только вы говорите во время тавафа. Кто станет говорить в это время, пусть говорит только благое».[5]

Таваф вокруг Каабы является приветствием Запретной Мечети. Тому, кто приходит в Запретную Мечеть, следует совершить один таваф.

Мультазам и дверь Каабы

Между углами Рукн Хаджар аль-Асвад и Рукн Ираки Каабы находится позолоченная дверь вышиной 2 м и размером 1,8x3,5 м. Часть стены между этой дверью и Черным Камнем длиной около 2 м называется Мультазам аш-Шариф. Существует достоверный хадис о том, что молитвы, с которыми человек обращается в этом месте, будут приняты. Так как после тавафа Каабы паломники настойчиво произносят здесь дуа, это место получило название «Мультазам». В словаре слово «ильтизам» означает «прислоняться, крепко прижиматься».

Амр бин Шуайб передал услышанное от своего отца: «Я совершал таваф вместе с Абдуллахом ибн Умаром. После тавафа он поприветствовал Черный Камень. Затем он тесно прислонился грудью, лицом и руками к стене между дверью и Черным камнем, потом сказал: «Я видел, что так поступал Посланник Аллаха».

Хаджару’ль-Асвад (Черный Камень)

Черный Камень – это черный, блестящий и благословенный яхонт 18-19 см в диаметре, который был установлен Ибрахимом (а.с.) в угол Каабы во время ее строительства для обозначения места, откуда надо начинать таваф.

Посланник Аллаха сказал: «Черный Камень был белым яхонтом из Рая. Он почернел от грехов неверующих. В Судный день он станет подобен горе Ухуд, и будет свидетельствовать за тех людей, которые приветствовали его и целовали».[6]

Из трех копий клятвы, которую мы дали Аллаху в мире душ, одна находится в Лавх аль-Махфуз (Хранимой Скрижали), другая — в Черном Камне, а третья — в нашем сердце. При приветствии Черного Камня наше намерение должно быть следующим: «Господи! Я соединяю клятву в моем сердце с клятвой внутри Черного Камня и обновляю свой иман».

Приветствие Черного Камня является сунной в начале каждого шавта при тавафе, а также в начале са’я.

Черный Камень, являющийся довольно крупным райским яхонтом, был низвергнут из Рая вместе с Адамом (а.с.) и помещен в Каабе. Во время потопа он хранился на горе Абу Кубайс, а когда Ибрахим (а.с.) построил Каабу, он был помещен на то место, где находится сейчас.

Султан Мурат Хан IV собрал Черный Камень, расколовшийся на 12 частей, залил свинцом и поместил в серебряную оправу[7].

Согласно четырем мазхабам, целование Черного Камня (без причинения другим и себе неудобств) является сунной, а непричинение неудобств — ваджибом.

Хатем и Хиджр Исмаил

Хатем — это полукруглая стена между Рукн Ираки и Рукн Шами, расположенная на северной стороне Каабы, под золотым желобом, на высоте 1,25 м от земли, толщиной 1,5 м. Совершающие таваф обходят это стену снаружи.

Место между этой стеной и Каабой называется Хиджр Кааба или Хиджр Исмаил. Когда Ибрахим (а.с.) построил Каабу, Хиджр был ее частью, поэтому внутренняя часть Хатема считается частью Каабы.

Исмаил (а.с.) обратился к Господу с жалобой на жаркий климат Мекки. Господь ответил ему: «Я открою дверь из Рая в Хиджр Исмаил, до самого Судного дня там будет дуть прохладный ветер».

Аиша передала: «Я хотела войти в Каабу и там совершить намаз. Посланник Аллаха (с.а.в.) взял меня за руку, завел в Хатем и сказал: «Когда тебе хочется войти в Каабу, заходи в Хатем. Совершай намаз там, ведь Хатем является частью Каабы». (Тирмизи, аль-Хаджж, стр. 876)

Сообщается, что здесь находятся могилы Исмаила (а.с.) и Хаджар.

Мизаб аль-Кааба (Золотой желоб)

Мизаб аль-Кааба — это золотой желоб для отвода дождевой воды, установленный в середине верхней части той стены Каабы, которая обращена к Хатему.

От праведных сподвижников Пророка известно, что дуа, сделанные внутри Хатема, под золотым желобом, принимаются. Поэтому праведные мусульмане предпочитали это место для совершения молитв.

Досточтимый Усман сказал: «Спросите меня, откуда я иду? Я иду из рая под золотым желобом. Намаз, совершенный под желобом, подобен намазу, совершенному в Раю».

Масджид аль-Харам (Запретная Мечеть) и ее внутренняя часть

Масджид аль-Харам (Запретная Мечеть) — это большая мечеть в Мекке, в середине которой находится Кааба. Место, где совершается таваф, а также сооружения, возводимые вокруг для совершения намаза, являются частью Запретной Мечети.

Запретная Мечеть также носит называние «Харам аш-Шариф». Это первая мечеть в мире. Ее называют Запретной Мечетью в знак почета и уважения.

В одном из хадисов Пророк (с.а.в.) сказал: «Намаз, совершенный в моей мечети (в мечети Пророка в Медине), лучше тысячи намазов, совершенных в других мечетях. Намаз, совершенный в Запретной Мечети, лучше ста тысячи намазов, совершенных в других мечетях».

В Запретной Мечети и матафе (зона тавафа) время от времени проводились работы по расширению. А именно:

Досточтимый Умар (р.а.) выкупил близлежащие хижины и расширил эту зону, окружив ее стенами с поставленными на них светильниками.

Досточтимый Усман (р.а.) еще больше расширил эту зону, надстроил стены и оснастил их навесами.

Османские правители расширили зону тавафа до ее сегодняшнего состояния и поставили по углам мечети украшенные купола, следя за тем, чтобы они не были выше Каабы.

В последний раз мечеть была расширена при династии Саудитов.

Макам Ибрахима и его достоинства

Макам Ибрахима — место, где находится камень, который Ибрахим (а.с.) использовал в качестве подставки во время строительства Каабы.

Даже сегодня на камне видны четкие отпечатки ног Ибрахима (а.с.).

Форма камня частично изменилась, так как во времена джахилии он находился на открытом воздухе и к нему притрагивались многие люди. Отпечатки ног Ибрахима (а.с.) очень похожи на отпечатки ног Пророка (с.а.в.)[8].

Сейчас этот камень находится внутри стеклянной витрины, укрепленной решетками, в зоне тавафа.

В одном из аятов сказано: «Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления» (Сура «Аль-Бакара», аят 125).

Сподвижники Пророка (с.а.в.) и его праведные последователи привыкли собираться у макама Ибрахима для совершения намаза, поминания Аллаха, дуа и других видов поклонения.

При наличии возможности совершение намаза-таваф в макаме Ибрахима является рекомендуемым (мустахаб) действием.

Абдуллах ибн Умар сказал: «Самое лучшее место для совершения намаза — позади макама Ибрахима и справа от имама».

Зам-зам аш-Шариф

Зам-зам аш-Шариф — источник внутри Запретной Мечети, который выходит на поверхность в 14,5 м от Черного Камня из колодца глубиной 42 м. Этот источник был дарован Господом Хаджар и ее сыну Исмаилу (а.с.). (Айюб Cабри Паша)

Пророк (с.а.в.) сказал: «Когда жена Ибрахима, мать Исмаила, Хаджар, бегала между холмами Сафа и Марва в поиске воды, она увидела Джабраила на месте источника Зам-зам. Он ударил пяткой (или крылом) по земле, и оттуда забил Зам-зам. Хаджар немедленно оградила его, чтобы вода не растеклась, отчего образовалось небольшое озеро. В то же время она пыталась наполнить свой кувшин. Когда она набирала воду ладонями, источник бил снова. Да помилует Аллах мать Исмаила! Если бы она оставила Зам-Зам как есть, или не вычерпала воду, то Зам-зам стал бы рекой». (Хадиc-и Шариф, Бухари)

Впоследствии Ибрахим (а.с.) выкопал на месте Зам-зама колодец. Со временем этот колодец был засыпан и его местоположение некоторое время оставалось неизвестным. Посланник Аллаха откопал этот колодец, следуя указаниям своего деда Абдулмутталиба, которого он увидел во сне. (Айюб Cабри Паша)

В настоящее время колодец Зам-зам закрыт с целью расширения матафа, а вода из источника направлена в резервуары в стороне Сафы.

Достоинства Зам-Зама

Пророк (с.а.в.) сказал следующее о достоинствах Зам-зама:

«Вода Зам-зам исцеляет того, кто ее выпьет». (Мир'ат-ул Харамайн) «Кто придет к Каабе с намерением совершить хадж, обойдет вокруг Каабы семь раз, совершит два раката намаза в макаме Ибрахима, а затем придет к колодцу Зам-Зам и выпьет из него воды, Аллах очистит его от грехов, и он станет таким, каким он был в тот день, когда его родила мать». (Хадиc-и Шариф, Ахбару Макка)

«Лучшей водой на земле является вода Зам-зам. Она — еда и исцеление для болезней тела и духа». (Хадиc-и Шариф, Ахбару Макка)

Одно из отличий верующий от лицемеров заключается в том, что последние не могут досыта напиться воды Зам-Зам.

Когда Умар (р.а.) пил воду Зам-Зам, он сказал: «О Аллах, я пью ее, чтобы утолить жажду в Судный День».

Адабы при питье воды Зам-зам

1. Повернуться к кибле (сидя или стоя).

2. Пить, держа емкость в правой руке.

3. Пить в три захода.

4. В каждом заходе (смотря на Каабу) произнести басмалу, сказать «Альхамдулиллях», «Ас-салату ва’с-саляму аля Расулиллях».

5. В конце прочитать молитву: «Господи, я прошу у тебя знаний, пропитания, и защиты от любых бед и болезней».

6. По возможности после тавафа облить или смочить лицо и тело водой Зам-зам. (Иршаду’с-сари, стр. 281).


Зам-зам можно пить сидя и стоя. Использование воды Зам-зам для совершения омовения (вуду и гусль) является рекомендуемым (мустахаб) действием. Использование ее для очищения после справления нужды является порицаемым (макрух) действием.

Сафа и Марва

Сафа: небольшой холм, расположенный в 130 м от Каабы. Место начала са’я.

Марва: небольшой холм, расположенной в 300 м от Каабы. Место завершения са’я.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ас-Сафа и аль-Марва — одни из обрядовых знамений Аллаха. Кто совершает хадж к Каабе или малое паломничество, тот не совершит греха, если пройдет между ними. А если кто добровольно совершает доброе дело, то ведь Аллах - Признательный, Знающий» (Сура «Аль-Бакара», аят 158)

Мас'а: Место между Сафой и Марвой, где совершается са’й, длиной 350 м и шириной 20 м.

В этом благословенном месте, где совершается са’й, похоронены около 70 пророков. Тот, кто совершит са’й между Сафой и Марвой, удостаивается награды как за освобождение 70 рабов. Сафа и Марва — две двери милости из Рая; благословенные места, где принимаются молитвы.

Вы можете посмотреть Мекку и Медину в онлайн режиме в прямом эфире и увидеть всё вышеперчисленное собственными глазами. Для этого перейдите в этот раздел.

 

[1] Энциклопедия Ислама, том 24, стр. 17

[2] Ат-Таргиб ва’т-Тархиб, том 2, cтр. 556

[3] Ат-Таргиб ва’т-Тархиб, том 2, cтр. 556

[4] Тухфату’ль-Ахвази, том 3

[5] Файзу’ль-Кадир, том 4, стр. 386

[6] Cахих-и ибни Хузайма, том 4, стр. 22

[7] Дин-и Мубин-и Иcлам, 69

[8] Тухфату'ль-Ахвази, 59/1.