Мост Джамарат в Мекке

Опубликовано admin -

В долине реки Мина, близ благословенной Мекки, расположен пешеходный мост Джамарат – огромное инженерное сооружение, позволяющее миллионам паломников совершить важный ритуал Хаджа. Ранее побивание шайтана камнями было сопряжено с определенными трудностями. Из-за скученности и неразберихи в толпе случались человеческие жертвы. Правительство Саудовской Аравии приняло беспрецедентные меры и сделало обряд полностью безопасным. Читайте об истории моста Джамарат, его особенностях, перспективах развития, и добро пожаловать в Мекку.  

От пророка Ибрахима до наших дней

Первое упоминание о мосте Джамарат в Мекке связано с важнейшим событием в истории ислама. Пророк Ибрахим вел на заклание своего сына Исмаила. Проходя по небольшому деревянному мостику, он встретил дьявола, который настоятельно советовал ослушаться воли  Всевышнего. Иблис был с позором изгнан брошенными в него тремя камнями.

Ритуал стал неотъемлемой частью Хаджа. Паломники бросают камни в три столба, олицетворяющие дьявола. Со временем колонны заменили стенами джамра, во множественном числе – джамарат. Слово переводится с арабского, как осколок или камешек. Символичное название моста Джамарат в Саудовской Аравии резко контрастирует с его размерами.

Этапы строительства

Главная достопримечательность страны и священное для всех мусульман место может принять до 600 тысяч человек в час. Но так было не всегда. Прототип современного моста Джамарат построен в 1963 году. Вплоть до 2006 года он оставался одноярусным.

Столбы джамра располагались в 3-х отверстиях. Стремясь попасть к ним, верующие создавали давку, людские потоки не контролировались, случались инциденты с летальным исходом. После Хаджа 2006 года мост был закрыт на глобальную реконструкцию.

Первый и второй уровни приняли паломников уже во время следующего Хаджа, третий и четвертый построены в течение 2007 года. Окончательная на сегодняшний день реконструкция моста Джамарат завершилась в 2011 году. Власти Саудовской Аравии при необходимости готовы продолжить работы. Заложенный при строительстве фундамент способен выдержать 12 ярусов.

Стандарты комфорта и безопасности

В первую очередь были ликвидированы главные опасности, создающие давку. Произведено разделение людских потоков, оборудованы независимые доступы на каждый уровень, колонны для кидания камушков заменены на стены. Принятые меры позволили обеспечить свободное передвижение большому количеству паломников.

Конструктивные особенности моста Дамарат в Саудовской Аравии впечатляют:

  • длина 950 м, ширина 80 м, 5 уровней, проходимость 600 тыс. человек в час;
  • непрерывно работают 308 эскалаторов;
  • установлено 10 пассажирских лифтов, по 2 для скорой помощи и аварийных служб;
  • на стены нанесено каучуковое покрытие, исключающее рикошет камней;
  • более 2 тыс. камер наблюдения контролируют каждый дюйм;
  • оборудованы вертолетные площадки для быстрого реагирования;
  • для защиты от палящего солнца сделаны навесы;
  • поддерживается температура не более 29⁰C (обычная 40⁰C);
  • есть туалеты, комнаты для ритуально бритья и принятия пищи.

Исполнить обряд бросания камней можно с любого из пяти ярусов. Проход на каждый отдельный, направление движения строго контролируется. На первый этаж попадают паломники из северной Мины, на второй – с юга, третий – для центра долины и предгорий. Четвертый ярус, непосредственно связанный с пятым, принимает верующих с улицы Малик Абдулазиз.

В ближайшее время власти СА планируют увеличить пропускную способность моста. Совершайте Хадж во имя Аллаха и берегите себя.