«Освещающий город» Медина

Опубликовано admin -

После Мекки второе по значимости священное место для мусульман в Саудовской Аравии – это Медина. «Чистый» город во всех пониманиях. Здесь не увидишь сломанных растений, охоты на птиц и зверей. Это место освобождено от жестоких насильственных поступков и тем более убийств. Только чистая, светлая, «освещающая» территория, закрытая от посторонних глаз. Ведь въезд на мединские земли возможен только для мусульман.

Историческая справка

Расположен город, также, как и Мекка, в регионе Хиджаз. Он существовал ещё в доисламское время и считался одним из крупнейших центров евреев на Аравийском полуострове. Существует мнение, что первые поселения были ещё во времена войны между народом амалекитян и израильтянами. Население со временем становилось всё более разношёрстным, смешанным: различные кланы, состоящие из арабов, евреев и людей еврейско-арабского происхождения, которые были приверженцами иудаизма.

Иудеи захватили власть и постоянно сталкивали проживающие здесь племена. Непрекращающиеся конфликты и междоусобицы значительно ослабили силы общин, поэтому было принято решение просить о помощи внешние силы.

Остепенившиеся арабские кочевники обратились в Мекку к проповеднику Мухаммаду.  Они хотели прекратить регулярные трения и притеснения. Тем более многие иудеи принимали веру Ислама, но обманывали: делали это неискренне и отвергали вероисповедание. А некоторые жители были вообще многобожниками. Пророк посетил Медину, поговорил со всеми сторонами и заключил соглашение с иудеями о примирении и ненападении. Была создана так называемая местная конституция, которая налаживала все взаимоотношения и учитывала интересы жителей. Тогда большая часть арабов приняла исламскую религию.

Город не всегда назывался «Медина». Для арабов это был Ясриб. Но когда его посетил Мухаммад, все мусульмане стали звать эту местность «город Пророка», что на арабском звучит, как «Мядиняту-н-Наби». Также упоминается ещё один вариант названия: «Аль-Мадина аль-Мунаввара», который означает «освещающий город». Со временем длинное название сокращали и называли «Медина», что переводилось просто, как «город».

Город трёх храмов

Все знают Медину, ныне расположенную в Саудовской Аравии, как город с центральной Мечетью Пророка Масджид ан-Наби. Это и есть та самая вторая по значимости святыня, которая приводит мусульман в Медину. Ведь именно здесь в 632 году умер Мухаммад и был захоронен с Мечети.

Её строительство закончилось ещё при жизни Пророка, а расширение, совершенствование и реставрацию проводили последующие правители Ислама. Под роскошным зелёным куполом, который видно издалека, расположена усыпальница Мухаммада. А рядом с ним захоронены праведные халифы Абу Бакр (р.а.) и Умар (р.а.). И если раньше было всего три хода к храму (Баб-е Джабраил, Баб-ар-Рахме и Баб-е Атика), то теперь их число намного расширено. Количество паломников увеличивается в каждым годом, поэтому для свободного посещения знаменитого здания были добавлены ещё проходы.

Но кроме храмового ансамбля Мечети Пророка город хранит ещё два прекрасных исторических места. Первое – Масджид аль-Куба. По преданию именно этот храм является самым древним в исламской культуре (если не учитывать Заповедную Мечеть и Аль-Акса).

Второе – Масджит Аль-Киблатайн или, как ещё называют, Мечеть Двух Кибл. В этом уникальном объекте действительно расположены два михраба и, следовательно, две Киблы. Одна указывает на Мекку (на Каабу), а вторая – на Иерусалим.

С этим единственным в своём роде местом связана интересная история. Один раз, в 623 году, Мухаммад, как всегда, совершал намаз. Было это ещё в то время, когда Кибла указывала на Мечеть Аль-Акса (Кудс). Пророк просил Господа о создании новой Киблы, чтобы трения и конфликты между иудеями и мусульманами скорее разрешились.

И прямо во время молитвы Пророк получил благословение от Аллаха и моментально развернулся в другое направление, в сторону Мекки. Все последователи, кто молился вместе с Мухаммадом сделали тоже самое. Так во время намаза случилось одно из важнейших событий – смена Киблы. В память об этом знаменующем дне у Мечети появилось два михраба.

Из политической Медины – в религиозную

Изначально Медина была политическим центром, столицей халифата. Но из-за нестабильной обстановки в государстве в седьмом веке правитель Али (р.а.) принял важное решение: перенести столицу в Куфу и, тем самым, оградить священные места от политических неурядиц. Так он защитил святыни Медины и Мекки и обезопасил религиозные достопримечательности. Дальновидный Али (р.а.) понимал, что борьба за власть может длиться долго и периодически вспыхивать новыми волнами, поэтому его решение действительно мудрое и взвешенное.

В настоящее время это только религиозный центр, через который ежегодно проходят миллионы мусульман. Город продолжает быть разношёрстным и сочетает в себе разные народы: египтян, ливанцев, саудовских подданных, филиппинцев, пакистанцев, бангладешцев. Приезжие паломники желают лично увидеть важнейшие священные территории, восхвалить Аллаха и помолиться о самых важных для каждого вещах. После путешествия по святым землям Медины и Мекки верующие возвращаются с новыми силами и духовным равновесием, ибо эти места меняют каждого, кто осознанно прошёл этот великий и важный путь.