Виды Хаджа: Хадж аль-Ифрад

Опубликовано admin -

Хадж аль-ифрад

Тот, кто собирается совершить хадж аль-ифрад, до пересечения границы миката должен войти в состояние ихрама: подстричь ногти, удалить волосы под мышками и в паху, при необходимости подстричь волосы, бороду и усы, совершить гусль (по возможности) или вуду, умаститься благовониями, снять всю одежду и надеть ихрам, состоящий из двух частей (риды и изара).

Он совершает два раката намаза-ихрам (за исключение времени «карахат», когда совершение молитвы нежелательно), что является сунной.

После намаза и дуа он произносит намерение следующим образом (если он замещает кого-то, то произносит имя пославшего его): «О Аллах, я собираюсь совершить хадж ради Твоего довольства. Облегчи мне его и прими его».

После намерения трижды читается тальбия: «Ляббайк Аллахумма ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка ляббайк. Инна’ль хамда ва-н’нимата ляка ва’ль-мульк. Ля шарика ляк»

Перевод: Вот я перед тобой, о Аллах, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!

Так паломник входит в состояние ихрама. Он продолжает произносить такбир, тахлиль, салават и тальбию, пока не достигнет Каабы.

Увидев Каабу, он со слезами на глазах приветствует ее, говоря «Аллаху акбар». Подняв руки, он произносит дуа: «О Аллах, удостой меня посещения Каабы, Твоего прощения, Твоей милости, Твоего света. Прими мои дуа.»

После дуа он направляется к Черному Камню для совершения тавафа аль-кудум и произносит намерение: «О Аллах, я собираюсь совершить таваф аль-кудум ради Твоего довольства. Облегчи мне его и прими от меня».

Кроме того, он говорит про себя: «Господи, Твоей Добротой я подтвердил веру в Тебя в вечности. Сейчас я снова подтверждаю это. Ты заключил нашу клятву в Черный Камень в Каабе. Сейчас я помещаю свое сердце на уровень этой клятвы, ради Твоего довольства прижимаюсь всем телом и таким образом намереваюсь обновить свою клятву. Прими от меня Твоей милостью, о Аллах», и направляется к Черному Камню. Если это возможно, он целует его, не причиняя неудобств другим. В противном случае, повернувшись к Черному Камню, произносит «Бисмилляхи Аллаху акбар», приветствует его и целует ладонь правой руки. После этого произносит такбир, тахмид и салават.

Если он собирается совершить са’й после тавафа аль-кудум, то во время тавафа он совершает «идтиба» и «рамаль»; если же он планирует совершить са’й после тавафа посещения, являющегося фардом, то не совершает «идтиба» и «рамаль». После окончания тавафа он совершает два раката намаза-таваф, читает дуа и пьет воду Зам-зам.

После этого в состоянии ихрама он ждет наступления дня тарвия (8-й день Зу’ль-Хиджжи). Он поможет совершать добровольные тавафы, но не может совершать умру.

8-й день Зу'ль-хиджжи (день ат-тарвия)

В день ат-тарвия вместе в другими паломниками он отправляется в Мину после восхода солнца. По дороге он повторяет тальбию, такбир, тахлиль и салават. Ночь проводит в Мине. Совершение намазов в Мине является сунной. Он проводит время в чтении молитв и зикра.

9-й день Зу'ль-хиджжи

В 9-й день Зу’ль-Хиджжи (день Арафа) он совершает утренний намаз в Мине и после восхода солнца отправляется к Арафату. Там до полудня он совершает намаз-духа и намаз-такбир. Он продолжает читать зикр, тальбию, таслию, и суры Корана. Он со слезами на глазах раскаивается в грехах, чтобы в самый лучший день своей жизни быть удостоенным божественного прощения. Кроме того, он читает дуа за свою семью, родственников и мусульманскую умму.

После наступления полудня читается азан, а затем хутба. Полуденный и послеполуденный намазы объединяются, то есть после четырех ракатов сунны полуденного намаза читается икамат и совершается фард полуденного намаза. После него намаз-сунна не совершается, а произносится второй икамат и совершается фард послеполуденного намаза.

После намаза начинается стояние на Арафате. Паломник до захода солнца проводит время в поклонении, обращаясь к Аллаху с дуа и мольбами. После захода солнца он направляется в Муздалифу, не совершая вечернего намаза.

В Муздалифе читается азан, после которого фарды вечернего и ночного намазов совершаются совместно (это называется джам ат-тахир). Затем совершаются два раката сунны ночного намаза и витр-ваджиб.

Пребывание в Муздалифе в первую ночь является сунной. Следует ценить ночь, проведенную в Муздалифе, после которой, согласно некоторым источникам, прощается даже несправедливость, совершенная по отношению к другому человеку.

Кроме того, паломник собирает семьдесят камней размером больше горошины, но меньше фундука, моет их и кладет в пакет или заворачивает в ткань.

После появления зари он совершает утренний намаз и стояние на Муздалифе. До восхода солнца он отправляется в Мину.

10-й день Зу’ль-хиджжи

В первый день праздника, немного отдохнув в Мине, он берет семь камней из тех, что собрал, и кидает в Джамрат аль-Акаба (Большого шайтана). Это делается так: он кладет семь камней в левую руку, большим и указательным пальцами правой руки берет камни и кидает в «большого шайтана» с расстояния по крайней мере 3-5 м, говоря при каждом броске: «Бисмилляхи Аллаху акбар, рагман лиш-шайтани ва хизбихи».

Он не останавливается для чтения дуа, а читает их на ходу.

Время для побивания камнями шайтана в первый день, являющееся сунной, — это время от восхода солнца до полудня. Разрешается бросать камни после полудня до захода солнца, а после захода солнца до наступления зари это является порицаемым действием (макрух) при отсутствии уважительной причины.

После побивания камнями шайтана в первый день, зарезав животное или удостоверившись, что оно зарезано другим, он сбривает волосы (может сбривать волосы как себе, так и другим) и выходит из состояния ихрама. Ему разрешается надеть свою прежнюю одежду.

До совершения тавафа посещения он не обязан теперь соблюдать запреты ихрама, за исключением половой близости с женой.

В первый три дня праздника в подходящее время он идет к Каабе для совершения обязательного тавафа посещения. Таваф посещения лучше совершать в первый день праздника. Совершив намаз-таваф, он пьет воду Зам-зам, после чего совершает са’й, являющийся ваджибом (так, как он был описан выше в части об умре). Таким образом, с позволения Аллаха он завершает хадж.

Совершив таваф посещения, он возвращается в Мину. По ханафитскому мазхабу, ночевка в Мине в дни праздника является сунной муаккада, а по трем остальном мазхабам — ваджибом.

Во второй и третий день праздника он бросает камни в джамраты. В третий день после кидания камней, до вечернего намаза он покидает Мину. Уход из Мины до вечернего намаза является сунной, а после захода солнца — макрухом.

В четвертый день праздника до наступления времени утреннего намаза те, кто не ушел из Мины, после полудня бросают по семь камней по очереди в три джамрата и возвращаются в Мекку. Имам Абу Ханифа считал, что разрешается это делать и до полудня[1]. Если же паломник на четвертый день покинет долину, так и не бросив камни, то за эту задержку он должен принести в жертву животное.

Перед уходом из Мекки он совершает прощальный таваф и таким образом завершает хадж аль-ифрад.

Краткое описание хаджа аль-ифрад

Вхождение в состояние ихрама в микате и намерение на совершение хаджа

Таваф аль-кудум

8-й день Зу’ль-Хиджжи — Мина

9-й день Зу'ль-Хиджжи — стояние на Арафате

10-й день Зу'ль-Хиджжи — стояние в Муздалифе

10-й день Зу'ль-Хиджжи — бросание 7 камней в Джамрат аль-Акаба

10-й день Зу'ль-Хиджжи — сбривание волос, по желанию жертвоприношение, выход из состояния ихрама

10-й день Зу'ль-Хиджжи — обязательный таваф и са’й

11-й день Зу'ль-Хиджжи — бросание камней в три джамрата по очереди

12-й день Зу'ль-Хиджжи —
 бросание камней в три джамрата по очереди

Прощальный таваф до отъезда из Мекки

 

[1] Хашия «Дурар»