Напишите нам:
Москва +7 (495) 744 34 03
Санкт-Петербург +7 (812) 960 23 62
Казань +7 (843) 253 04 08
Бесплатно по России 8 (800) 50 50 784

Виды Хаджа: Хадж аль-Кыран

Хадж аль-кыран

Паломник, намеревающийся совершить хадж аль-кыран, должен подготовиться к состоянию ихрама до пересечения границы миката. Он должен подстричь ногти, удалить волосы под мышками и в паху, при необходимости подстричь волосы, бороду и усы, совершить гусль (по возможности) или вуду, умаститься благовониями, снять свою одежду и надеть ихрам, состоящий из двух частей – риды и изара.

Сунной является совершение двух ракатов намаза-ихрам (за исключением времени «карахат», когда совершение молитвы нежелательно).

После намаза и чтения дуа он выражает намерение совершить вместе хадж и умру:

Аллахумма инни уридуль-хаджжа валь-умрата фаяссирхума ли ва такаббальхумма минни.

О Аллах, я собираюсь совершить хадж и умру ради Твоего довольства. Облегчи мне их и прими от меня.

Совершающий хадж вместо другого человека произносит намерение следующим образом: «О Аллах, я собираюсь совершить хадж и умру от имени такого-то ради Твоего довольства. Облегчи мне их и прими от меня»

Сразу после намерения трижды читается тальбия:

«Ляббайк Аллахумма ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка ляббайк. Инна’ль хамда ва-н’нимата ляка ва’ль-мульк. Ля шарика ляк»

Перевод: Вот я перед тобой, о Аллах, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!

Так паломник входит в состояние ихрама. Он продолжает повторять такбир, тахлиль, салават и тальбию, пока не достигнет Каабы.

Увидев Каабу, он со слезами на глазах приветствует ее, говоря «Аллаху акбар». Подняв руки, он произносит дуа: «О Аллах, удостой меня посещения Каабы, Твоего прощения, Твоей милости, Твоего света. Прими мои дуа.»

После дуа он направляется к Черному Камню для совершения тавафа умры, произнося намерение:

Аллахумма инни уриду тавафа байтикя’ль-харами фаяссирху ли ва такаббальху минни.

О Аллах, я собираюсь совершить таваф умры ради Твоего довольства. Облегчи мне его и прими от меня.

Кроме того, он про себя говорит: «Господи, Твоей Добротой я подтвердил веру в Тебя в вечности. Сейчас я снова подтверждаю это. Ты заключил нашу клятву в Черный Камень в Каабе. Сейчас я помещаю свое сердце на уровень этой клятвы, ради Твоего довольства прижимаюсь всем телом и таким образом намереваюсь обновить свою клятву. Прими от меня Твоей милостью, о Аллах»

Затем он направляется к Черному Камню. Если это возможно, он целует его, не причиняя неудобств другим. В противном случае, повернувшись к Черному Камню, произносит «Бисмилляхи Аллаху акбар», приветствует его и целует ладонь правой руки. После этого произносит такбир, тахмид и салават.

Так как после этого тавафа он будет совершать са’й умры, то во время всего тавафа он должен соблюдать «идтиба», а в первых трех шафтах должен совершать «рамаль»

Затем он совершает два раката намаза таваф, пьет воду Зам-зам и читает дуа, приветствует Черный Камень и направляется к Сафе для совершения са'я умры.

Во время са’я он совершает семь хождений между Сафой и Марвой. Мужчины между двумя зелеными столбами совершают «харвалу». После са’я умры паломник не сбривает волосы и не выходит из состояния ихрама.

После завершения умры он может немного отдохнуть, затем снова совершает таваф аль-кудум. Если он сначала захочет совершить са’й хаджа, то он соблюдает «идтиба» и совершает «рамаль». Если он собирается совершить его после обязательного тавафа посещения, то «идтиба» и «рамаль» не требуются. После окончания тавафа он совершает два раката намаза таваф, читает дуа и пьет воду Зам-зам.

Он не выходит из состояния ихрама до завершения ритуалов хаджа. До 8-го дня Зу’ль-хиджжи он может совершать неограниченное количество добровольных тавафов, но не может совершать умру.

8-й день Зу'ль-хиджжи (День ат-тарвия)

В день ат-тарвия вместе с другими паломниками после восхода солнца он направляется в Мину. По дороге он повторяет тальбию, такбир, тахлиль и салават.

Он ночует в Мине. Совершение обязательных намазов в Мине являетс сунной. Он продолжает читать зикры и дуа.

9-й день Зу'ль-хиджжи

В 9-й день Зуль-Хиджжи (день Арафа) он совершает утренний намаз в Мине и после восхода солнца отправляется к Арафату. Там до полудня он совершает намаз духа и намаз-такбир. Он продолжает читать зикр, тальбию, таслию, и суры Корана. Он со слезами на глазах раскаивается в грехах, чтобы в самый лучший день своей жизни быть удостоенным божественного прощения. Кроме того, он читает дуа за свою семью, родственников и мусульманскую умму.

После наступления полудня читается азан, а затем хутба. Полуденный и послеполуденный намазы объединяются, то есть после четырех ракатов сунны полуденного намаза читается икамат и совершается фард полуденного намаза. После него намаз-сунна не совершается, а произносится второй икамат и совершается фард послеполуденного намаза.

После намаза начинается стояние на Арафате. Паломник до захода солнца проводит время в поклонении, обращаясь к Аллаху с дуа и мольбами. После захода солнца он направляется в Муздалифу не совершая вечернего намаза.

В Муздалифе читается азан, после которого фарды вечернего и ночного намазов совершаются совместно (это называется джам ат-тахир). Затем совершаются два раката сунны ночного намаза и витр-ваджиб.

Пребывание в Муздалифе в первую ночь является сунной. Следует ценить ночь, проведенную в Муздалифе, после которой, согласно некоторым источникам, прощается даже несправедливость, совершенная по отношению к другому человеку.

Кроме того, паломник собирает семьдесят камней размером больше горошины, но меньше фундука, моет их и кладет в пакет или заворачивает в ткань.

После появления зари он совершает утренний намаз и стояние на Муздалифе. До восхода солнца он отправляется в Мину.

10-й день Зу'ль-хиджжи

В первый день праздника, немного отдохнув в Мине, он берет семь камней из тех, что собрал, и кидает в джамрат аль-Акаба (Большого шайтана). Это делается так: он кладет семь камней в левую руку, большим и указательным пальцами правой руки берет камня и кидает в «большого шайтана» с расстояния 3-5 м, говоря при каждом броске: «Бисмилляхи Аллаху акбар, рагман лиш-шайтани ва хизбихи».

Он не останавливается для чтения дуа, а читает их на ходу.

Время для побивания камнями шайтана в первый день, являющееся сунной, — это время от восхода солнца до полудня. Разрешается бросать камни после полудня до захода солнца, а после захода солнца до наступления зари это является порицаемым действием (макрух) при отсутствии уважительной причины.

После побивания камнями шайтана в первый день, зарезав животное или удостоверившись, что оно зарезано другим, он сбривает волосы (может сбривать волосы как себе, так и другим) и выходит из состояния ихрама. Ему разрешается надеть свою прежнюю одежду.

До совершения тавафа посещения он не обязан теперь соблюдать запреты ихрама, за исключением половой близости с женой.

В первые три дня праздника в подходящее время он идет к Каабе для совершения обязательного тавафа посещения. Таваф посещения лучше совершать в первый день праздника. Совершив намаз-таваф, он пьет воду Зам-зам, после чего совершает са’й, являющийся ваджибом (так, как он был описан выше в части об умре). Таким образом, с позволения Аллаха он завершает хадж.

Совершив таваф посещения, он возвращается в Мину. По ханафитскому мазхабу, ночевка в Мине в дни праздника является сунной муаккада, а по трем остальном мазхабам — ваджибом.

Во второй и третий день праздника он бросает камни в джамраты. В третий день после кидания камней, до захода солнца он покидает Мину. Уход из Мины до захода солнца является сунной, а после захода солнца — макрухом.

В четвертый день праздника до наступления времени утреннего намаза те, кто не ушел из Мины, после полудня бросают по семь камней по очереди в три джамрата и возвращаются в Мекку. Имам Абу Ханифа считал, что разрешается это делать и до полудня[1]. Если же паломник после восхода солнца на четвертый день покинет долину, так и не бросив камни, то за эту задержку он должен принести в жертву животное.

Перед уходом из Мекки он совершает прощальный таваф и таким образом завершает хадж аль-кыран.

Краткое описание хаджа аль-кыран

Вхождение в состояние ихрам в микате и намерение совершить умру и хадж

Таваф умры

Са’й умры

Таваф аль-кудум

8-й день Зу’ль-Хиджжи — Мина

9-й день Зу'ль-Хиджжи — стояние на Арафате

10-й день Зу'ль-Хиджжи —стояние в Муздалифе

10-й день Зу'ль-Хиджжи — бросание семи камней в Джамратуль Акаба

10,11,12-й дни Зу'ль-Хиджжи — принесение в жертву животного

10,11,12-й дни Зу'ль-Хиджжи — сбривание волос и выход из ихрама

10,11,12-й дни Зу'ль-Хиджжи — совершение обязательного тавафа и са’я

11-й день Зу'ль-Хиджжи — бросание камней в 3 шайтанов по очереди

12-й день Зу'ль-Хиджжи — бросание камней в 3 шайтанов по очереди

Совершение прощального тавафа до отъезда из Мекки

 

[1] Хашия «Дурар»

Подпишитесь на новые статьи

Подписываясь, даю согласие на обработку персональных данных.

29 Ноябрь 2020

Дата по хиджре:
Воскресенье, 13 Раби‘-уль-ахир 1442 г.

Фаджр 04:05
Восход 06:22
Зухр 12:35
‘Аср 15:33
Магриб 18:16
Иша 20:16
Помимо тех, которые уверовали (в Бога) И праведные действия вершат: Их ждет неисчислимая награда без попрека.