Виды Хаджа: Хадж ат-Таматту

Опубликовано admin -

Хадж ат-Таматту

Паломник, намеревающийся совершить хадж или умру, перед выходом из дома или места проживания должен побриться, подстричь ногти, совершить гусль, умаститься благовониями и совершить намаз из двух ракатов (в первом ракате после суры «Аль-Фатиха» читается сура «Кафирун», а во втором — сура «Аль-Ихлас»). После приветствия он произносит дуа: «Аллахумма анта’с-сахибу фи’c-сафари валь-халифату фи’ль-ахли ва’ль-мали ва’ль-валяди. Вахфазна ва ийяхум мин кулли афатин ва ахатин».

Паломники, отправляющиеся на хадж из России, не входят в состояние ихрама, если они направляются в Медину. Они входят в состояние ихрама после посещения священных мест в Медине, в своей гостинице или Зульхулайфе (Абьяр Али).

Паломники, которые сразу направляются в Мекку, должны войти в состояние ихрама дома, либо в аэропорту, либо в самолете до пересечения границ миката.

Те, кто путешествует наземным транспортом и направляется сразу в Мекку, должны войти в состояние ихрама в одном из микатов. 

Тот, кто собирается совершить хадж ат-таматту, должен подстричь ногти, удалить волосы под мышками и в паху, при необходимости подстричь волосы, бороду и усы, совершить гусль (по возможности) или вуду, умаститься благовониями, снять всю одежду и надеть ихрам, состоящий из двух частей (риды и изара).

Он совершает два раката намаза-ихрам (за исключение времени «карахат», когда совершение молитвы нежелательно), что является сунной. Затем произносит намерение на совершение умры: «О Аллах, я собираюсь совершить умру ради Твоего довольства. Облегчи мне ее и прими от меня».

Если он замещает кого-то, то говорит: «О Аллах, я собираюсь совершить умру от имени такого-то ради Твоего довольства. Облегчи мне ее и прими от меня».

После намерения трижды читается тальбия: 

«Ляббайк Аллахумма ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка ляббайк. Инна’ль хамда ва-н’нимата ляка ва’ль-мульк. Ля шарика ляк»

Перевод: Вот я перед тобой, о Аллах, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя сотоварища!

Так паломник входит в состояние ихрама. До выхода из состоянии храма ему не разрешается браниться, пререкаться, охотиться, носить шитую одежду, носить чалму и кожаные носки, покрывать голову и лицо, использовать благовония, подстригать ногти, брить волосы и бороду. Он может использовать только мыло без запаха. Он должен приветствовать верующих улыбкой и никому не причинать неудобств.

Достигнув Каабы, он продолжает повторять такбир, тахлиль, салават и тальбию.

Достигнув границы Харама, он произносит дуа:

«Аллахумма хаза харамукя ва ма’манукя культа ва кавлюкя аль-хакку ва ман дахаляху кяна аминан. Аллахумма фахаррим ляхми ва дами аляннари ва кыни азабакя яума таб’асу ибадукя».

Достигнув Мекки, он по возможности совершает гусль; если это невозможно, то совершает вуду, и, повторяя тальбию, направляется к Каабе. Входя в Запретную Мечеть с правой ноги, он говорит:

Бисмилляхи ва’ль-хамдулилляхи ва’с-саляту ва’с-саляму аля расулиллях. Аллахуммафтах ли абваба рахматикя ва а’инни аля зикрикя ва шукрикя ва хусни ибадатикя йа архама’р-рахимин. Аллахумма анта’с-саляму ва минкя’с-салям ва иляйка йарджи’у’с-саляму хаййина раббана биссалями ва адхыльна дара’с-салями табаракта раббана ва та’аляйта йа за’ль-джаляли ва'ль-икрам.

Увидев Каабу, он со слезами на глазах приветствует ее, говоря «Аллаху акбар». Подняв руки, он произносит дуа: «О Аллах, удостой меня посещения Каабы, Твоего прощения, Твоей милости, Твоего света. Прими мои дуа».

После дуа он направляется к Черному Камню для совершения тавафа умры и для «идтиба» пропускает верхнюю часть ихрама под правой рукой, набрасывая на левое плечо, оставляя правое плечо непокрытым. Идтиба является сунной и сохраняется до завершения тавафа. Перед совершением тавафа умры он произносит следующее намерение:

«Аллах, я собираюсь совершить таваф умры ради Твоего довольства. Облегчи мне его и прими от меня».

«Господи, Твоей Добротой я подтвердил веру в Тебя в вечности. Сейчас я снова подтверждаю это. Ты заключил нашу клятву в Черный Камень в Каабе. Сейчас я помещаю свое сердце на уровень этой клятвы, ради Твоего довольства прижимаюсь всем телом и таким образом намереваюсь обновить свою клятву. Прими от меня Твоей милостью, о Аллах»

Затем он направляется к Черному Камню. Если это возможно, он целует его, не причиняя неудобств другим. В противном случае, повернувшись к Черному Камню, произносит «Бисмилляхи Аллаху акбар», приветствует его и целует ладонь правой руки. После этого произносит такбир, тахмид и салават.

Затем он начинает обход Каабы таким образом, чтобы она находилась слева от него. Таваф совершается за пределами Хатема. В первых трех шавтах от Черного Камня до Рукн Йемани он совершает «рамаль» (ходьба быстрыми и короткими шагами, с горделивой осанкой) в соответствии с сунной.

Те, кто не знает специальных дуа для тавафа, могут читать любые дуа.

Достигнув Рукн Йемани, он совершает приветствие, но не целует свою ладонь,

Подойдя к Черному Камню, он завершает первый шавт. Он снова приветствует Черный Камень и начинает второй шавт. Обойдя вокруг Каабы семь раз, он завершает таваф умры и покрывает плечо.

Затем он совершает два раката намаза таваф, являющегося ваджибом, в макаме Ибрахима или, если это невозможно, в любом другом месте Харам аш-Шариф. В пером ракате после суры «Аль-Фатиха» читается сура «Кафирун», а во втором — сура «Аль-Ихлас». Затем он пьет воду Зам-зам и читает дуа.

Направляясь к мас’а (месту, где совершается са’й) для совершения са'я умры, он приветствует Черный Камень. Достигнув холма Сафа, он поворачивается к Каабе, поднимает руки и возносит хвалу Аллаху. Трижды повторяет такбир, читает тахлиль и салават, а также дуа за себя и всех мусульман. После этого он выражает намерения для совершения са’я умры:

«Аллахумма инни уриду ан ас’а ма байна сафа валь марва саб’ата ашватин са’яль умрати лилляхи таля азза ва джалля».

Он направляется к Мерве для совершения первого шавта, читая любые дуа.

Поравнявшись с зеленым столбом, мужчины совершают «харвалу» — бегут до второго зеленого столба. Между этими двумя столбами произносится следующее дуа:

Раббигфирли вархам ва’фу ватакаррам, ватаджаваз ‘амма та’ляму, иннакя та’ляму ма ля на’ляму, иннакя антаЛлаху-ль’-а’аззуль-акрам.

После второго зеленого столба паломник идет обычным шагом.

Достигнув Марвы, он поворачивается к Каабе. Как и на Сафе, он произносит такбир, зикр и дуа. Так он завершает первый шавт са’я. Затем он идет от Марвы к Сафе, совершая остальные шавты так же, как и первый. Четыре раза онидет от Сафы к Марве и три раза от Марвы к Сафе, делая семь шавтов.

После совершения са’я он сбривает или укорачивает волосы и выходит из состояния ихрама (запреты ихрама больше на него не распространяются). Желательно совершить два раката намаза-ташаккур. С позволения Аллаха, так он завершает свою умру.

До восьмого дня зу’ль-хиджжи он, как мекканец, может без ихрама делать дозволенные вещи. Он может совершать таваф неограниченное количество раз. Если он захочет совершить умру, он входит в состояние ихрама в микате для мекканцев и совершает умру.

Паломник, выразивший намерение на хадж ат-таматту, после завершения умры может повторять ее сколько угодно раз до вхождения в состояние ихрама для хаджа. Некоторые ученые считают, что вместо умры лучше совершать много тавафов.[1]

8-й день Зу'ль-хиджжи (день ат-тарвия)

Паломник, намеревающийся совершить хадж ат-таматту и уже совершивший умру, перед выходом из места проживания (дома или гостиницы) должен провести необходимую подготовку к ихраму, и надеть должным образом изар и риду. Совершив два раката намаза-ихрам, он поворачивается к кибле и выражает намерение на совершение хаджа (если он замещает кого-то, то упоминает его имя):

«О Аллах, я собираюсь совершить хадж ради Твоего довольства. Облегчи мне его и прими от меня».

После намерения он трижды читает тальбию, затем произносит такбир и салават. Теперь на него распространяются запреты ихрама.

Паломники, желающие совершить са’й тавафа посещения заранее, после вхождения в состояние ихрама для хаджа сначала могут совершить добровольный таваф, а затем совершить са’й хаджа до пребывания в Мине. В таком случае после тавафа посещения они не совершают са’й.

После восхода солнца паломник отправляется в Мину. В пути он повторяет тальбию, такбир, тахлиль и салават.

Он ночует в Мине. Совершение обязательных намазов в Мине является сунной. Он продолжает читать зикры и дуа.

9-й день Зу’ль-хиджжи

В 9-й день Зу’ль-хиджжи (день Арафа) он совершает утренний намаз в Мине и после восхода солнца отправляется к Арафату. Там до полудня он совершает намаз духа и намаз-такбир. Он продолжает читать зикр, тальбию, таслию, и суры Корана. Он со слезами на глазах раскаивается в грехах, чтобы в самый лучший день своей жизни быть удостоенным божественного прощения. Кроме того, он читает дуа за свою семью, родственников и мусульманскую умму.

После наступления полудня читается азан, а затем хутба. Полуденный и послеполуденный намазы объединяются, то есть после четырех ракатов сунны полуденного намаза читается икамат и совершается фард полуденного намаза. После него намаз-сунна не совершается, а произносится второй икамат и совершается фард послеполуденного намаза.

После намаза начинается стояние на Арафате. Паломник до захода солнца проводит время в поклонении, обращаясь к Аллаху с дуа и мольбами. После захода солнца он направляется в Муздалифу не совершая вечернего намаза.

В Муздалифе читается азан, после которого фарды вечернего и ночного намазов совершаются совместно (это называется джам ат-тахир). Затем совершаются два раката сунны ночного намаза и витр-ваджиб.

Пребывание в Муздалифе в первую ночь является сунной. Следует ценить ночь, проведенную в Муздалифе, после которой, согласно некоторым источникам, прощается даже несправедливость, совершенная по отношению к другому человеку.

Кроме того, паломник собирает семьдесят камней размером больше горошины, но меньше фундука, моет их и кладет в пакет или заворачивает в ткань.

После появления зари он совершает утренний намаз и стояние на Муздалифе. До восхода солнца он отправляется в Мину.

10-й день Зу'ль-хиджжи

В первый день праздника, немного отдохнув в Мине, он берет семь камней из тех, что собрал, и кидает в джамрат аль-Акаба (Большого шайтана). Это делается так: он кладет семь камней в левую руку, большим и указательным пальцами правой руки берет камни и кидает в «большого шайтана» с расстояния по крайней мере 3-5 м, говоря при каждом броске: «Бисмилляхи Аллаху акбар, рагман лиш-шайтани ва хизбихи».

После бросания первого камня он перестает читать тальбию и больше не повторяет ее. Он не останавливается для чтения дуа, а читает их на ходу.

Время для побивания камнями шайтана в первый день, являющееся сунной, — это время от восхода солнца до полудня. Разрешается бросать камни после полудня до захода солнца, а после захода солнца до наступления зари это является порицаемым действием (макрух) при отсутствии уважительной причины.

После побивания камнями шайтана в первый день, зарезав животное или удостоверившись, что оно зарезано другим, он сбривает волосы (может сбривать волосы как себе, так и другим) и выходит из состояния ихрама. Ему разрешается надеть свою прежнюю одежду.

До совершения тавафа посещения он не обязан теперь соблюдать запреты ихрама, за исключением половой близости с женой.

В первые три дня праздника в подходящее время он идет к Каабе для совершения обязательного тавафа посещения. Таваф посещения лучше совершать в первый день праздника. Совершив намаз-таваф, он пьет воду Зам-зам, после чего совершает са’й, являющийся ваджибом (так, как он был описан выше в части об умре). Таким образом, с позволения Аллаха он завершает хадж.

Совершив таваф посещения, он возвращается в Мину. По ханафитскому мазхабу, ночевка в Мине в дни праздника является сунной муаккада, а по трем остальном мазхабам — ваджибом.

Во второй и третий день праздника он бросает камни в джамрата. В третий день после кидания камней, до захода солнца он покидает Мину. Уход из Мины после захода солнца является макрухом.

В четвертый день праздника до наступления времени утреннего намаза те, кто не ушел из Мины, после полудня бросают по семь камней по очереди в три джамрата и возвращаются в Мекку. Имам Абу Ханифа считал, что разрешается это делать и до полудня[2]. Если же паломник после восхода солнца на четвертый день покинет долину, так и не бросив камни, то за эту задержку он должен принести в жертву животное.

Перед уходом из Мекки он совершает прощальный таваф и таким образом завершает хадж ат-таматту.

Краткое описание хаджа ат-таматту

Вхождение в состояние ихрам в микате и намерение совершить умру

Таваф умры

Са’й умры

Сбривание волос и выход из состояния ихрама

До утра 8-го дня Зу’ль-Хиджжи — вхождение в состояние ихрама и намерение совершить обязательный хадж

8-й день Зу'ль-Хиджжи — Мина

9-й день Зу'ль-Хиджжи — стояние на Арафате

10-й день Зу'ль-Хиджжи — стояние в Муздалифе

10-й день Зу'ль-Хиджжи — бросание камней в Джамратуль Акаба

10,11,12-й дни Зу'ль-Хиджжи — принесение в жертву животного

10,11,12-й дни Зу'ль-Хиджжи — сбривание волос и выход из ихрама

10,11,12-й дни Зу'ль-Хиджжи — совершение обязательного тавафа и са’я

11-й день Зу'ль-Хиджжи — бросание камней в 3 шайтанов по очереди

12-й день Зуль-Хиджжи — бросание камней в 3 шайтанов по очереди

Совершение прощального тавафа до отъезда из Мекки

 

[1] Иршаду’с-сари иля Манаcик аль-Мoлла Алиййу’ль-Кари

[2] Иршаду’с-сари иля Манаcик аль-Мoлла Алиййу’ль-Кари