Значение хаджа
В том, что хадж является фардом (обязанностью), заключается большой смысл: он отражает величие Ислама, единение и братство мусульман. Приезжая из разных стран, мусульмане оказывают друг другу большую помощь. Хадж является самым полезным, священным путешествием. Люди, которые собираются там, сняв свою одежду и облачившись в белый ихрам, подобны собравшимся на Судном Дне. В хадже человек подавляет свой нафс. Каждый паломник — это самоотверженный мусульманин, который покинул семью и друзей, оставил то, что приносит ему удовольствие, претерпевая трудности и невзгоды. Арафат является подобием Арасата. Приветствие Черного камня символизирует обновление клятвы на Судном дне. Хадж раскрывает тайну, выраженную словами «Умрите до смерти».
На хадже собирается много людей. Мусульмане узнают друг о друге и помогают друг другу в совершении добрых дел и проявлении богобоязненности. «Когда одни люди берут пример с других и набираются мудрости, они также обогащаются духовно за счет большого числа мусульман и их дел». (C.Х.Т.)
Достоинства хаджа
«Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров. В нем есть ясные знамения - место Ибрахима (Авраама) (а.с.). Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах». (Сура «Ал-и Имран», аяты 96-97)
Хадж —важнейшее событие в этой жизни и вечной,— совершенный с искренним намерением, обеспечит человеку высокую степень перед Всевышним Аллахом и улучшит его во всех отношениях.
Пророк (с.а.в.) сказал: «Кто совершит хадж, не греша и не ведя непристойных речей, тот вернется свободным от своих грехов, каким он был в тот день, когда его родила мать»[1].
Со слов Джабира, Пророк (с.а.в.) сказал: «Наградой за принятый хадж будет только рай». Когда его спросили: «Что способствует его принятию?», Пророк (с.а.в.) ответил: «Угощение других едой и добрые слова»[2].
Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, был спрошен: «Какое из дел самое лучшее?» Он ответил: «Верование в Аллаха и Его Посланника». Кто-то спросил: «А затем что?» Он ответил: «Борьба на пути Аллаха». Кто-то спросил: «А затем что?» Он ответил: «Принятый хадж»[3].
«Несомненно, посещение этого Дома является одним из столпов Ислама. Кто совершает хадж и умру, тот находится под защитой Аллаха. Аллах введет в Рай того, кто умрет (во время паломничества), а тот, кто вернется домой, будет одарен наградами и трофеями»[4].
«Паломники, совершающие хадж и умру – эта особая делегация Аллаха. Он позвал их к себе, они ответили на Его зов и им дадут то, что они у Него попросят».[5]
«Награда за деньги, потраченные на хадж, как и награда за деньги, потраченные на пути Аллаха (на джихад), будет увеличена в семьсот раз»[6].
Как разросшийся виноградник приносит больше плодов, так и деньги, потраченные ради довольства Аллаха для совершения добрых дел и поклонения, принесут своему владельцу еще больший достаток.
«Кто желает совершить хадж, пусть поторопится»[7].
Мусульманину следует проявлять поспешность в совершении хаджа. Ему следует совершить его, пока он обладает хорошим здоровьем, сохраняет силу молодости, располагает достаточными средствами и возможностями.
[1] Бухари, том 2, cтр. 209; Муcлим том 4, cтр. 107.
[2] Ат-Таргиб ва'т-Тархиб, том 2, cтр. 165.
[3] Бухари, том 2 cтр. 141; Наcаи, том 2, стр. 3.
[4] Ат-Таргиб ва'т-Тархиб, том 2, cтр.178.
[5] Ат-Таргиб ва'т-Тархиб, том 2, cтр.180.
[6] Ат-Таргиб ва'т-Тархиб, том 2, cтр.180.
[7] Абу Давуд, том 2, cтр.141.